понедельник, 7 ноября 2011 г.

огромнейший творческий потенциал маленького человека


 Сколько себя помню - я всегда рисовала! не важно чем, не важно где, не важно как, главное - сам процесс! В 6 лет мама отвела меня в изостудию недалеко от дома. Преподаватель была просто замечательная, не глядя на возраст, она занималась с нами всем, от простого смешивания различных цветов красок до работы с воском, батиком и росписью по ткани. Меня не учили срисовывать, ведь копирование всего лишь дело практики. Меня учили выражать себя. Неудивительно, что именно бумага-кисти-краски-карандаши были моими любимыми игрушками. К сожалению, замечательный мир искусства для детей закрыли и на том месте появилась банальная, невостребованная парикмахерская.
Я же продолжала учиться в школе, и все порывы самовыражения пресекались школьными шаблонами уроков рисования. После 4го класса поступила в художественную школу, ходила туда с огромнейшим удовольствием, преподавателей было несколько, поэтому учили нас не однообразно, вдобавок ко всему многое узнала об искусстве, о профессиональных приёмах и о том, что есть любимое дело, которое затягивает меня с головой. Прошло время, жизнь свою я не связала с любимым делом, по крайней мере так было до рождения моего любимого мальчика, моего Артура. Вот тогда произошло моё перерождение, а может просто возрождение. С его 6-ти месяцев неизменным спутником наших игр стали краски, с 9-10мес. – карандаши, которые он очень долго и упорно называл «галя», по причине, известной только мне, маме-лингвисту)))  я не учила его, как рисовать яблоко или что-то ещё, я просто рисовала всё, что он просил, давала краски-карандаши и оставляла его наедине с бумагой, позволяла ему выбирать цвет (хотя если честно признаться, выбор мне его совсем не нравился - ЧЁРНЫЙ), через пару месяцев его рисунки заиграли спиралями и кругами,яркими цветами, а в 1год 10 месяцев (знали бы вы, как я была удивлена!!!), он нарисовал свой первый понятный рисунок – трактор! дальше грузовик. И вот с этими двумя работами он получил в 2 годика поощрительный приз в конкурсе рисунков нашего белорусского магазина игрушек funtastik. Летом я всегда брала с собой планшет и краски в каждую нашу вылазку на природу, я отдала своему мальчику кисточки и акварель «белые ночи», которыми рисовала в художественной школе, ведь никакие другие он не признавал. Затем в арсенал поступили фломастеры, и трафареты. Барельефы из гипса и мозаика из цветного песка. Я видела как его строго учили раскрашивать, не выступая за край, но сама никогда не поддерживала таких советчиков, тк знала и знаю, что рамки и ограничения, только мешают развитию воображения. 

До ремонта, в детской мы нарисовали восковыми мелками на стене радугу, разобрали какие есть цвета, теперь он сам выбирает, сколько цветов должно быть у радуги и в какой последовательности.  Трафареты сразу были как простые шаблоны, интересные тем, что водя по желобкам в итоге получаешь картинку. Каково же было моё удивление, когда вчера я увидела его с блокнотом, ручкой и трафаретом зайчика. Сначала он нарисовал несколько зайчиков, а потом обвёл только глазки, эти глазки стали колёсиками трактора, обведя стаканчики он получил колёсики для машинки. 

Я учу его думать, придумывать, создавать что-то новое и необыкновенное! приятно видеть, как трёхлетний малыш мастерски вырезает  различные геометрические фигуры и склеивает из них домик, приклеивает к нарисованному трактору прямоугольный прицеп, лепит из пластилина уточку, совсем  как настоящую, рисует пожарную машину и ловко вкалывает булавки!!! 

Я вижу, что Артур растёт уверенным в своих силах, что не боится браться за трудные задания. На мой взгляд одним из самых важных компонентов развития творческой личности является похвала. И ею нельзя испортить. Не важно, каков на самом деле результат, всегда можно найти ,за что похвалить ребёнка. Излишняя критика и замечания же могут в корне уничтожить всё желание творить. Никто не отменяет советы, особенно, когда они дельные, но советы также должны быть весьма тактичными и довольно-таки ненавязчивыми, чтобы у ребёнка оставалась свобода выбора. Очень важно, чтобы ребёнок знал, что у него есть человек, на которого он всегда сможет положиться, тот, к кому он сможет подойти с любым вопросом, даже самым мелким и незначительным, по мнению взрослых, тот, кто всегда будет на его стороне, независимо от обстоятельств, тот, кто всегда постарается понять, почему он поступил так или иначе. Весьма полезен для развития творческого мышления, воображения и фантазии конструктор. Результаты игры с ним просто потрясают, начинается всё с простейшей башенки, а в итоге малыш строит фотоаппарат  со вспышкой, который не захочет поменять не на один настоящий и не на один самый дорогой, ведь он его сам сделал, сам продумал конструкцию!

Очень важно научить малыша не сдаваться. Когда Артур взялся за первые прописи, рассчитанные для самых маленьких, где ему необходимо было обводить картинки по точечкам, у него не всегда получалось ровно или точечка к точечке. Я успокаивала его и мы пробовали заново, вместе, потом я просто сидела рядом. Теперь же он сам наслаждается процессом, просит буквы обводить, спрашивает, как какая называется, интересуется, как их вместе читать. А ведь начиналось всё с малого! я сделала для него доступными все дела, которыми занималась сама, лепила печенье вместе с ним, давала трогать и перебирать все крупы, не отстраняла от помощи в домашней  уборке, начиная обычно всё делать под моим руководством.Я горжусь им, я не хочу ограничивать его свободу самовыражения, его энтузиазм и идейность!!!он моё маленькое сокровище! очень чуткий, очень добрый и заботливый человечек! С таким братиком Катюне очень весело жить и исследовать этот удивительный мир!

4 комментария: